Интересные статьи

(Статья Галины Колпаковой, психолога, специалиста по работе с детьми.)

  ...Мне около десяти лет. Я возвращаюсь из магазина с трехлитровым бидоном молока и по пути домой захожу в «Промтовары», там я вижу на витрине симпатичную резиновую игрушку - то ли мышку, то ли хомячка и мне очень хочется ее купить. Сдачи, оставшейся после покупки молока на игрушку не хватает, но у меня дома хранится банка с медными копейками, я прихожу домой, добираю необходимую сумму и возвращаюсь в магазин, где вручаю девушке- продавщице горсть меди. Она долго пересчитывает копейки, наконец, небрежным движением ссыпает их в отделение для мелочи и отдает мне мышку.

   В каждой семье есть определенная схема обращения с этим многозначным феноменом – деньгами и она напрямую связана с общим семейным сценарием, является его частью. На то как будет зарабатывать и  расходовать деньги  ребенок влияет отношение к этому процессу людей из его ближайшего окружения : родителей, бабушек, дедушек,  друзей и приятелей ребенка.

   Каждому из родителей хочется , чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности и умел их, то есть деньги , зарабатывать. Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?

  На пути к состоятельности . Желания.
  Понятие «состоятельность» шире, чем финансовое положение человека. Финансы – это часть реальной состоятельности, которая означает динамическое равновесие между человеком и его окружающей средой. Состоятельный человек осознает свои потребности и знает, как необходимо взаимодействовать со средой, чтобы добиться их удовлетворения. Поэтому, воспитывая ребенка мы должны учить его прислушиваться к своим желаниям, чтобы в будущем он мог отличить их от желаний  других людей.

   Ребенку трудно выражать и защищать свое желание, если оно не согласуется с желаниями близких. Как- то я стала свидетелем такой сцены: бабушка и мальчик лет 10 стояли около прилавка с видеокассетами. Из разговора я поняла, что мальчику выделили деньги на покупку кассеты, и он хотел потратить их на «Ужастики». Бабушка же уговаривала внука купить что-нибудь более мирное и спокойное. Налицо был конфликт желаний. В конце концов  бабушка «продавила» свое желание- мальчик отдал ей деньги и потерял интерес к прилавку с кассетами.

    Иногда на консультации или в разговоре со знакомыми родители сетуют на сына или дочь: «Он ничего не хочет, ничем  не интересуется!» Возможно, это именно тот случай, когда ребенок не чувствует собственных желаний, похороненных под грудой чужих – мамы, отца или приятелей.

    Бывает, что заветные желания реализуются спустя много лет. В детстве моя подруга очень хотела иметь плюшевого мишку. На день рождения в 6 или 7 лет родители торжественно пообещали ей, что купят любую игрушку, которую она захочет. Наступил день рождения и вся семья отправилась в магазин. Это были 70-е годы и на полках отдела игрушек лежали, стояли и сидели мохнатые уродики непонятной принадлежности вместе с пластмассовыми куклами. Подруга же хотела вполне конкретного мишку- такого, которого часто рисуют в детских книжках, например в книге стихов А. Барто. Девочка растерялась.

    Родители заметили колебания дочери и начали наперебой убеждать ее купить что-нибудь полезное – например теплую кофту или платье. Девочка поняла, что мишки не будет, а если она хочет быть хорошей дочерью, то надо отказаться  даже от мохнатых уродцев -«Чего деньги тратить зря!» В тот день семья ушла из магазина с пустыми руками, настроение было испорчено у всех. Подруга пронесла свое желание через всю жизнь и став взрослой все-таки приобрела «правильного» мишку который считается ее собственностью и на него не покушается даже ее дочь.

    Наверняка вы знаете взрослых, которые дождавшись желанной самостоятельности реализуют свои детские желания – например покупают видеофильмы с «Ужасами», едят невообразимое количество сладкого, целыми днями не моют посуду... Эти люди помнят о своих желаниях из детства, но сколько бывших детей уступили взрослому натиску, «прогнулись» под желания родственников и выбрали институт, «в который мечтал поступить папа», или жениха, который нравился маме.


На пути к состоятельности. Возможности.
   Быть в контакте со своими истинными желаниями –это важная, но не единственная часть состоятельности. Хорошо, когда известно, чего хочется, но еще нужно понимать, как это достичь. На язык купли- продажи это переводится примерно так: «Как заработать средства для реализации своих желаний?» В раннем детстве ребенок еще не понимает смысла денег, да они ему и не нужны – все его желания выполняются непосредственно.

   Становясь старше ребенок замечает, что для выполнения желания ему надо вести себя определенным образом – например, быть ласковым с бабушкой, когда хочется ее пирожков, или не ссориться с сестрой, надеясь на ее расположение. Вскоре ребенок замечает, что есть универсальный эквивалент, который помогает реализовать многие желания –деньги, и мне кажется, именно с момента этого открытия ребенок должен их получать.

   Другими словами, как только ребенок научается производить покупку, очень важно, чтобы у него были собственные деньги. Конечно заработать в 5-6 лет он еще не может , и свои первые деньги ребенок получает от родителей.

   Если же собственных финансов нет, то нет и ценного опыта обращения с ними, и позже, когда деньги все- же попадают в руки ребенка  какое-то время он учится с ними обращаться – планировать траты, накапливать нужную сумму, разумно расходовать и т. д.

   Невозможно научиться читать без книг, также невозможно научиться обращаться с деньгами без реальных денег. Важно так же, чтобы деньги ребенку выдавались вне зависимости  от его хорошего поведения, успешной учебы и пр. 

   В первом случае вы рискуете воспитать удобного для окружающих  человека -но насколько удобно  быть таким ему?!  Во втором - ребенку будет интересен не процесс учебы, получения знаний, а результат - деньги за хорошие оценки.

   Не рекомендуется также давать деньги за выполнение домашней работы – это чревато неприятными последствиями. Моя подруга , стремясь подвигнуть детей к помощи по дому, составила реестр расценок на разные виды домашней работы. Через какое- то время она вынуждена была отказаться от этой идеи: «Это какой-то кошмар! По вечерам прихожу с работы – сын и дочь стоят со списком выполненных дел, требуют оплаты, спорят и ссорятся, кому выносить ведро – едва ли  не на части его рвут(вынос помойного ведра, как неприятная процедура стоит дорого). Без оплаты , просто так пальцем не пошевелят, стали мелочными, словно порядок в доме, покупка продуктов только мне нужна!»

   Какая именно сумма выдается ребенку – зависит от материальных возможностей семьи. Важно, чтобы ребенок все-же понимал ценность этой суммы, что на зарабатывание ее тратится энергия и время родителей и она является частью семейного бюджета.

   Для постижения финансового опыта нужно, чтобы своими средствами ребенок распоряжался самостоятельно, родители могут советовать, на что потратить деньги, но окончательное решение – за ребенком, иначе профанируется вся идея приобретения опыта. Сумма должна быть постоянной, например, 50 рублей в неделю, и если она истрачена, до следующего срока выдачи ребенок ничего не получает.

   Если ваше чадо тратит всю полученную на неделю сумму  на жвачки или наклейки- не мешайте ему, он получает опыт как распоряжаться деньгами.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст и много времени проводит со сверстниками, желательно выдавать ему сумму, соотносимую с «заработками» его приятелей.

    Если у вашего ребенка денег будет существенно меньше, чем у приятелей – он будет чувствовать себя неловко, если же денег гораздо больше – ваш сын или дочь рискует стать «Дойной коровой» для менее обеспеченных детей, а также спровоцировать их на воровство.

   Естественно, надо поощрять  желание подростка заработать деньги, если это не вредит его здоровью и основной деятельности – учебе. Девочка-подросток вполне может посидеть с ребенком соседки за деньги, а мальчик – заработать выгуливая чужих собак или разнося пиццу -  придумайте вместе с подростком те способы, которые подходят для вас обоих. 

Стратегии финансовой состоятельности. Мир взрослых.
  Психологи из Новосибирска Горлова М.Ф. и Ефимкина Р.П. описывают несколько стратегий финансовой состоятельности. Они проводят аналогию между процессами пищеварения и зарабатыванием – тратой денег.

   «Родители вначале обучают ребенка есть пищу, а потом они должны обучить его ловить и есть пищу в «социальных джунглях», то есть уметь планировать, зарабатывать и оптимально тратить деньги. По тому, как проходит процесс пищеварения, можно понять, здоров ребенок или нет. Точно также по тому, как обходится с деньгами взрослый, можно понять, состоятелен он или нет.»

    Далее авторы выделяют восемь финансовых стратегий которые зависят от трех основных параметров : сколько человек планирует заработать, сколько он зарабатывает в реальности и сколько и на что тратит.

1 стратегия  -«Горка»
  Эта стратегия принадлежит человеку, который зарабатывает больше, чем планирует и при этом мало тратит. В метафоре еды это звучит так: «У меня плохой аппетит, я могу добыть много еды, но я голодаю».

   Эти люди не осознают своих реальных возможностей , не верят в собственную высокую стоимость, и нуждаются в поддержке собственной значимости со стороны другого человека. Они привыкли обходится малым и не имеют доступа к своим реальным потребностям. Деньги которые зарабатывают «горки» уходят на людей, которые рядом с ними – это «ямки».

2 стратегия –«Ямка»
   Это человек, который планирует заработать много, почти ничего не зарабатывает в реальности и при этом много тратит. В художественной литературе это Эллочка-людоедочка («Двенадцать стульев»), которая имеет высочайшие запросы, сама не работает и тратит весь оклад мужа – инженера.

  Из мужских образов это Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), который обладает непомерными запросами, живет за чужой счет и спускает деньги при первой возможности. Проблема «ямок» - неумение зарабатывать, а следовательно, материальная зависимость от партнера, которого они вынуждены эмоционально поддерживать, чтобы не умереть с голоду.

3 стратегия – «Дно»
  Обладатели данной стратегии планируют заработать очень большую сумму денег, в реальности ничего не зарабатывают и ничего не тратят. Известная русская поговорка : «По усам текло, а в рот не попало» - это про них. Эти люди не умеют добывать пищу и не умеют есть, от чего испытывают сильный голод.

    Как правило это яркие личности с неординарным характером, которые не сумели реализовать свой потенциал. Среди литературных героев это пушкинские Маша из « Дубровского» и Татьяна из «Евгения Онегина» - в конце произведений, вместо живых, полных энергии, страстных женщин мы наблюдаем замороженных существ, потерявших вкус к жизни, пожертвовавших собой во имя долга.

4 стратегия  - « Спуск»
  Эта стратегия похожа на предыдущую тем, что ее обладатели также планируют заработать много денег, в реальности зарабатывают примерно половину и мало тратят. Положительное отличие от «Дна» состоит в том, что люди «Спуска» все же умеют зарабатывать.

    В первом случае « пациент скорее мертв, чем жив», во втором - «скорее жив, чем мертв». Сходство обеих стратегий в том, что их обладатели не способны есть, то есть тратить деньги на себя, поэтому испытывают сильный голод, то есть обладают высокими запросами.

  Они отказывают себе в удовлетворении потребностей, надеясь на лучшее в будущем. Потребность же требует реализации в настоящем. Таким образом эти люди недовольны настоящим и испытывают страх перед будущим – вдруг мечта не осуществится никогда!?

5 стратегия – «Подьем»
   Люди этой стратегии планируют заработать мало, в реальности зарабатывают вдвое больше, но тратят еще больше. Эта стратегия отражает феномен « нищенского» сознания, когда человек не видит своих реальных потребностей, занижает их и живет сегодняшним днем не беря на себя труд спланировать свое будущее.

   В этой стратегии есть оттенок криминальности, так как тратить больше, чем у тебя есть можно только беря деньги в долг, а долги рано или поздно придется отдавать.

   Такую стратегию могла иметь старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - она плохо понимает про свои потребности, сначала думает, что для счастья ей достаточно корыта, потом ей и дворца не хватает. В метафоре еды это выглядит так : « Я не чувствую голода, но сьедаю свою еду и еду соседа».

6 стратегия «Равнина»
  Обладатели этой стратегии зарабатывают ровно столько, сколько планируют и тратят все, что есть. Если они планируют заработать много, то если проводить аналогию с организмом – это «понос», «все, что я съедаю, вылетает из моего организма не задерживаясь».

   Такая стратегия не дает возможности накопления, развития и лишает человека страховки на « черный день». Если же человек планирует заработать мало, то это близко к утверждению - «мне ничего не надо, я ничего не зарабатываю и ничего не трачу», в метафоре еды это  «голодание».

  Оба варианта похожи тем, что такая стратегия ведет к разорению. И понос и голодание истощают организм в одинаковой степени. Среди литературных героев подобной стратегией обладал поздний Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя.

7 стратегия «Обрыв»
   Это люди, которые планируют заработать много денег, реально умеют это делать, но ни на что их не тратят. В метафоре еды это звучит так  «Я не ем, хотя добываю много еды и имею хороший аппетит».

   Но если присмотреться внимательно, хороший аппетит не у самого обладателя стратегии «обрыв», а у его нахлебников, то есть человек тратит деньги не на свои потребности, а на потребности близких или организации, которые не отделяет от себя, считает своими собственными.

8 стратегия «Норма»
   Люди этой стратегии придерживаются следующего утверждения : «Я знаю, сколько мне надо – я зарабатываю столько, сколько мне надо, трачу я таким образом, что остается запас на непредвиденные обстоятельства».

   Запросы такого человека реальны, он имеет представление о собственных возможностях  и чувство меры в удовлетворении  своих потребностей.

В поисках подходящей стратегии. Мир детей.
    Очень интересно наблюдать, как распоряжаются деньгами дети в условиях психологической игры. Изначальные условия одинаковы для всех, но почему-то используют их дети совершенно по- разному, и как в кривом зеркале отражается финансовый опыт ребенка, приобретенный в семье...

  Итак – есть отдельное государство со своей валютой, в котором существует несколько способов заработать деньги. Можно занять государственную должность Редактора газеты и освещать события, происходящие в стране.

    Можно стать директором магазина и зарабатывать деньги на разнице между оптовой ценой  (той , по которой выдается товар  Правителем страны) и розничной – по которой товар покупают жители государства.

  Можно придумать множество собственных способов зарабатывания денег – аренда книг или игр, привезенных из дома; проведение уроков танца или спортивного мастерства, чтение лекций, продажа собственных рисунков и т. д. Заработанные деньги тратятся в государственном магазине, где можно купить столь любимые детьми чипсы, кока-колу, жвачки и пр.

   В стране действует система штрафов –за нарушение Законов страны - например за драки, нанесение морального или материального ущерба жителям страны и т.д. В конце игры проводится Аукцион, где дети покупают различные амулеты, связанные с событиями происходящими в стране, или личные вещи граждан.

   Финансовые стратегии, которые выбирают дети очень выпукло представляют их индивидуальные особенности, преломленные через опыт, полученный в семье и близком окружении.

    Лариса 10 лет работает очень много, деньги почти не тратит – ее цель –купить на Аукционе понравившееся ожерелье. Девочка переживает, что может не хватить денег и старается работать все больше, а траты свести к нулю. Ее жизненное кредо – всех победить, Лариса не может позволить что бы ее кто-то обошел на Аукционе, для нее это равносильно поражению.

  Для наблюдателя со стороны  Лариса –трудоголик, но субъективно она не считает себя таковой и продолжает наращивать обороты. Возможно, причины такого поведения в том, что Ларисины родители предъявляют к ней  очень высокие требования, напряженный труд считается нормой, а любая поблажка – ленью и недопустимым пороком.

   Максим 13 лет зарабатывает мало, и при этом часто нарушает Законы страны. Выплатив штрафы, мальчик остается без денег. Какое-то время он пытается занимать деньги у более обеспеченных друзей, но долги не возвращает, и вскоре теряет доверие кредиторов.

   Максим сильно завидует чужим деньгам, при этом не стремится заработать, а хочет «урвать кусок на халяву». Из личной беседы выясняется, что у него есть дедушка – сталинист, который оказывает сильное влияние на воспитание Максима.

Кириллу и Саше по 7 лет, но стратегии зарабатывания и траты у них совсем не похожи. Кирилл – старший брат в семье, кроме него еще есть годовалый малыш. В лагере Кирилл добросовестно трудится – рисует картинки (дома мальчик посещает изостудию), зарабатывает деньги участием в конкурсах. При этом Кирилл почти не расходует денег – не нарушает Законы страны и редко посещает магазин.

  В результате к концу игры мальчик становится одним из самых богатых людей страны – наряду с 12 – 14 летними подростками, у которых ,конечно же, больше возможностей  для зарабатывания.

 Саша, в отличие от Кирилла – младший брат и его отношения с деньгами непоследовательны. С утра он одержим идеей копить деньги для Аукциона, но перед обедом тратит всю сумму  в магазине. Мальчик также рисует картинки на продажу, но в отличии от Кирилла вкладывает в них мало труда, при этом «заламывает» огромную цену, надеясь, что покупатели сделают скидку на его возраст. 

  Саша привык к уступкам со стороны своего старшего брата и часто эксплуатирует привычную позицию: «Я еще маленький!»
Опыт, получаемый детьми во время игры необычайно ценен. Они начинают по другому относится к реальным деньгам,  к самому процессу зарабатывания и труду вообще.

   Жизнь в Психологическом лагере не ограничивается  финансовыми отношениями –там идет много параллельных процессов – но , как мне кажется, уже ради  подобного живого опыта (обогащения, разорения, выживания в условиях конкуренции ) туда стоит поехать.


Вместо заключения.
   Деньги –это энергия и как всякая энергия они могут быть использованы во благо и во вред. Деньги – это возможности, но обращению с ними необходимо учиться. Прошло то время, когда мы жили в условиях « социального зоопарка» (метафора Горловой М.Ф. и Ефимкиной Р.П.), где каждому был гарантирован стандартный паек, а попытки заработать чуть больше воспринимались в штыки.

   Позже мы пережили  шок от понимания, что деньги – это еще не все, что «Богатые тоже плачут!».Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым – научите его прислушиваться к своим желаниям и находить средства и возможности для реализации этих желаний. Научите его быть состоятельным .

Хостинг от uCoz