Интересные статьи

      Рано или поздно, по мере развития ребенка , перед любыми родителями встает выбор – отдавать ли малыша в детский сад или оставлять дома под присмотром взрослых?  Каждый  отвечает на это по-своему, опираясь на собственный опыт, соображения здравого смысла и другие обстоятельства. Поистине «Гамлетовский» вопрос – «Водить или не водить?» волнует все взрослое окружение малыша – бабушек и дедушек, мам и пап, других родственников. Существует несколько мифов о детском саду, положительных и не очень.

  Миф первый: «Зачем он нужен, этот детский сад? Это раньше родители не имели возможности нанять няню и кто-то был вынужден сидеть с малышом, сейчас , слава Богу во многих семьях есть такая возможность, а детский сад – это пережиток  прошлого, такой же, как очереди или красный галстук пионера!»

На самом деле все не так просто.  Детский сад – это первая ступень социализации, в отличии от школы добровольная. Здесь ваш ребенок  ежедневно встречается с  социумом – не с родственниками , как в кругу семьи, а с « чужими»- детьми и взрослыми. Часто по мере адаптации к детскому саду , становятся видны ошибки семейного воспитания, которые не проявились бы в других условиях. Например, Витя К. очень эгоцентричен, для того чтобы он начал работать на занятии ( рисовать, лепить ) ему необходимо внимание воспитателя, ее постоянная поддержка, выражающаяся в похвале и поощрении. Возникает ощущение, что  Витю не интересует само занятие а  лепит и рисует он исключительно для того, чтобы  получить похвалу от взрослого. При беседе с мамой и бабушкой выяснилось, что в семье мальчик находится в роли «Солнышка», поощрения вызывают  почти все действия ребенка, даже те , которые даются ему без усилий, по типу «как ты хорошо встал  со стула , а как здорово ты съел конфету!» Мальчик «закормлен» поощрениями, в свои 6,5 лет не может самостоятельно одеваться, работы его неинтересны,  инфантильны.

 Другой пример – Костя Н.  с трудом привыкает к режиму .Он почти ничего не ест за завтраком, но  позже  с плачем требует еду.  Когда группа собирается на улицу, Костя  хочет играть с конструктором и т.д. В беседе с родителями выяснилось, что до сада мальчик находился под присмотром бабушки которая  не придерживалась режима  в его воспитании, мальчик вставал  и ложился спать в разное время, получал еду когда  придется, практически не имел никаких обязанностей по дому.Теперь , придя в сад, Костя  отказывается убирать за собой игрушки, подчиняться ритму жизни группы.

 Школа –это уже обязательная ступень социализации, и если ребенок не был  в детском саду – для него это большая нагрузка на психику – помимо усвоения учебного материала, надо познавать законы жизни в детском коллективе, привыкать к режиму. Нередко такие «домашние» дети дают невротическую реакцию –появляются тики, энурез, страхи либо ребенок просто заявляет родителям : «Больше в школу не пойду!»

 Миф второй: « В детском саду с моим ребенком случится что-то ужасное – он будет ходить голодный, не успев поесть, его побьют другие дети, не досмотрят воспитатели и т. д.»

 За подобными страхами часто стоят полуосознаваемые желания  родителей постоянно контролировать ребенка, не разлучаться с ним. Эта позиция мешает развитию самостоятельности ребенка, маскирует желания взрослого за счет ребенка  реализовать какие-то свои задачи. Например, маме страшно снова выходить на работу – за то время, пока она сидела с малышом что- то подзабылось, появилось много новой информации, ее коллеги ушли далеко вперед, и чтобы догнать их, надо много трудиться, преодолевать инерцию...Но можно остаться в роли Мамы - это позволяет  сохранять прежний образ жизни, не рисковать оказаться невостребованной, как специалист и сохранить высокую оценку себя как матери, как жены, как квалифицированного работника. Несмотря на то, что ребенок уже может обходиться без ее внимания мама продолжает удерживать его в состоянии зависимости от себя, тем самым повышая собственную значимость в глазах окружающих : «Куда же он без меня!». Такой стиль воспитания способствует появлению «маменькиных сынков и дочек», инфантильной зависимости детей от взрослых.

На самом деле, в саду  ребенок становится  самостоятельным достаточно быстро, т.к. вынужден  больше опираться на себя. Он совершенствует гигиенические навыки, сам одевается, кушает и пр. Это происходит естественным образом, просто потому, что в группе он не один, и взрослый (воспитатель, няня) не может постоянно помогать малышу, как это возможно делали мама или бабушка. Не сказать, что подобное положение дел радует ребенка и это часто является причиной по которой дети не хотят поначалу идти в сад – «Там все надо делать самому!» Часто бывают ситуации, когда без родителей ребенок прекрасно одевается сам, но при них отказывается это делать, капризничает. Однако научившись навыкам самообслуживания дети меняют свое отношение к саду и с удовольствием идут туда, гордятся своей возросшей самостоятельностью.

 Миф третий: « Я сама могу прекрасно заниматься развитием своего ребенка!»

Да, действительно, в настоящее время вышло много различной литературы по развитию у детей навыков чтения, письма, счета, а также внимания, памяти, сообразительности, но домашние занятия не могут заменить работы специалистов. Вы можете, не являясь швеей, соорудить себе домашний халатик, но пошив более сложных вещей все-таки доверите профессионалам. Так и в случае с ребенком -   в детском саду обучением и развитием ребенка занимаются специалисты  -  воспитатели, логопеды, психологи, которых специально учили, как работать с маленькими детьми. Они знают, в каком возрасте ребенок уже должен обладать какими-то навыками, а что для него еще пока рано. Иногда дети становятся жертвой тщеславия родителей – когда их учат читать, выполнять сложные расчеты не принимая во внимание ни готовность ребенка к этому, ни его желания. Движущей силой становится стремление мамы или отца показать необычность своего ребенка, самоутвердиться за его счет, что бы при случае сказать знакомым: « Мой ребенок уже читает, считает, в отличии от его сверстников!» Последствиями такой позиции может стать отвращение ребенка к занятиям и всему, что с ними связано. Малыш может научиться читать в 3 года, а к школе потерять всякий интерес к этому процессу.

Кроме того, работники  детского сада имеют опыт общения с десятками, сотнями детей, поэтому они могут заметить отклонения в развитии ребенка на ранних этапах и сообщить об этом родителям, чтобы они обследовали ребенка у нужных специалистов и помогли ему достичь уровня сверстников.

Миф четвертый: « Если я буду настаивать на своих  правах  в детском саду, воспитатели потом отыграются на ребенке!»

Отношения ребенка и педагога складываются по- разному . Если ваш малыш неоднократно жалуется на воспитателя или няню – следует пойти и поговорить со взрослыми об этом. Возможно, ребенок что-то преувеличивает или придумывает, но в этом лучше разбираться сразу, по горячим следам. Например, четырехлетняя Катя рассказывала изумленным дедушке и бабушке, что когда она долго не засыпает днем, ее сажают в мешок и оставляют в раздевалке до конца тихого часа. Бабушка пришла с вопросами к воспитателю, к работе с Катей был подключен психолог и выяснилось, что в этом рассказе проявилась склонность девочки к фантазированию, ее нелюбовь к дневному сну и сложности адаптации девочки к детскому коллективу.

Другой случай. Вася, тихий мальчик пяти лет жаловался родителям, что его насильно удерживают в туалете, даже когда он не хочет. После разговора мамы с воспитателями было выяснено, что в группе работает очень строгая няня, которая действительно заставляет ходить детей в туалет «по расписанию», оскорбляет их. Родителями группы была написана жалоба  в соответсвующие инстанции, няня была признана профнепригодной к работе с детьми и переведена на работу в кухню.

Важно в каком настроении родственники малыша приходят «разбираться» в детский сад. Если они будут придерживаться обвиняющей позиции, это действительно может восстановить персонал против, если же родители искренне хотят разобраться в проблемме, проявляют такт и уважение к людям, которые работают с их ребенком – возможен конструктивный диалог.

 

 Детские сады бывают разные. Например, частное учреждение - в группе до 5-6 человек, ребенок имеет возможность выбрать  меню на день, воспользоваться множеством дополнительных услуг (массаж, бассейн, изучение английского и т. д.) Другая крайность – муниципальный детский сад – в группе 20 -22 человека, воспитатель совмещает обязанности няни, то есть не только воспитывает и обучает детей, но и моет полы в группе, посуду после еды и пр. Общее для этих двух учреждений то, что  и там и там взрослые юридически отвечают за жизнь и здоровье ребенка и в обоих садах дети имеют возможность общаться со сверстниками. Естественно опыт, получаемый ребенком в разных садах будет сильно отличаться.

Хотя выше мы приводили аргументы в пользу посещения ребенком детского сада, нельзя воспринимать его как «место, идеальное для воспитания детей». Режим дня  приучает ребенка структурировать время и жить в определенном ритме, но иногда его выполнение представляет для ребенка непосильную задачу. Следовать за большинством, делать то, что делают все тоже не всегда легко и приятно: хочется еще поиграть, но воспитатель зовет на улицу, рисунок не закончил, а уже пора обедать, и, наконец, самое нелюбимое для большинства детей – дневной сон – вокруг столько всего интересного, а взрослые заставляют спать! Общение со сверстниками тоже имеет несколько сторон: только что малыши играли вместе, и вот подрались из-за новой игрушки!

Не все дети могут справиться с трудностями «садиковской» жизни. Адаптация ребенка к детскому учреждению может длиться до полугода.Первое время желательно приводить малыша на несколько часов – сначала только на прогулку, потом оставлять до обеда и только после привыкания –на полный день. Если же и после полугода ваш малыш с плачем отправляется в группу, не хочет отпускать родителей, часто болеет,  то, вероятнее всего, его можно отнести к категории «несадовских» детей. Важно, однако,понять причины по которым  ребенок не может ходить в сад: возможно не складываются отношения с другими детьми, или он привык жить по своему расписанию, а не по общему режиму,  а может быть, малыш боится кого-то из воспитателей, обладает замкнутым характером ... Детский сад – это маленькая модель всего общества и если возникли сложности на этом этапе, возможно они будут преследовать ребенка  при поступлении в школу и дальше – в институте, на работе, в личных отношениях...

 Если  вы решительно настроены против детского сада – позаботьтесь о других возможностях социализации для вашего ребенка .Это может быть  группа эстетического развития  при ближайшем  Доме культуры,  спортивная секция , психологические треннинги или что-то другое.

 Стремясь социализировать своего ребенка, не следует, однако делать это слишком рано – в 1,5 или 2 года у ребенка, помещенного в ясли может произойти нревно- психический срыв : «меня бросили чужим людям!» Дети в этом возрасте еще не слишком интересуются друг другом ,  гораздо более их притягивают игрушки , часто возникают конфликты из-за них.

 На вопрос « Быть или не быть» в детском саду вашему ребенку – сможете ответить только вы сами. Возможно наша статья поможет вам в принятии этого непростого решения.


 
Хостинг от uCoz